Монголия постепенно обрастает асфальтными дорогами, туристические базы растут как грибы после дождя. Половина населения Монголии сейчас вообще сосредоточена в столице. Вне городов и поселков население ведет преимущественно кочевой образ жизни. Со временем интересных мест там будет все меньше и меньше, а народу прибавится с наступлением цивилизации. Легендарная рыбалка в тех местах и вовсе уйдет в небытие, со временем.
В Монголии собраны рядом и воедино разные климатические зоны и погодные условия могут быть суровы, площади огромны, пригодных для жизни мест в южной части не много и они достаточно удалены от цивилизации, а асфальт туда не проложен, что делает их исследование и даже посещение сложным. Но в этом и прелесть, ведь там есть места, где можно буквально споткнуться о окаменелости динозавров и увидеть пещеры монахов-отшельников, а также другие весьма необычные вещи и живописные природные места! Совсем рядом могут соседствовать горные вершины покрытые снегом с высокими перевалами и каменистые\песчаные пустыни, огромные озера и тайга.
Хотелось поглядеть монгольский Алтай + Гоби + центральная и северная часть(закольцевать маршрут по Монголии), увидеть необычные, дикие и красивые места, порой труднодоступные, все то, о чем многие могут только мечтать. Маршрут был разработан по диким местам и по возможности через оазисы, где есть вода. Выглядит маршрут примерно так: Толбо нуур - Хар Ус-нуур -Таграг-Ээдж Хархан - Захуйн(да да, есть такое место
) -Шинэжинст - Хермен-цав - Арки в скалах-Ноен- Хогнгорын-элс - Баянзаг- Цаган Сурвага- Арвайхэр-Хорхорин-Цэцэрлег-Тариат-Жэргалант(водопады-кратеры)-Шинэ-ИдЭр-Мурэн-Хатгал(Хубсугул)- Хяргас Нуур и на выезд.
В Южной части старался собрать воедино по возможности все самые красивые места и в т.ч. мало раскрученные пока Ээдж Хархан который находится ээээ - в захуинье(у меня даже есть соображение с чьей легкой руки и почему так назвали ту местность), Цаган Сурвага(самая восточная планируемая точка посещения) и кое что еще интересное, но без спец. названий). Ориентировочный пробег по Монголии под 5000 км за 20-25 дней. Общий суммарный пробег 15-17т км.
Если все ок и остается время на обратной дороге, была мысль прохватить в режиме разведки восточный Казахстан и проскочить Киргизию. Есть там очень привлекательные места типа оз Зайсан и его окрестности (Киин-кериш и Шекельмес), Алтын Эмель, Чарынский каньен\роща, Иссык-куль, ущелье сказка, подняться через горы на перевал Тоссор и доехать до оз. Сон-кель поглядеть хоть издалека на 6-7-ми тысячники. далее Токтугул-Тараз-Кызыл-орда-Байконур-Актобе-Уральск-Саратов. Ну это дольше и на пару тыс км дальше, чем ехать с неделю через Новосибирск\Омск\Челябинск\Тольяти, зато интересно и будет чего нового смотреть в режиме разведки.
Маршрут обещает быть интересным и насыщенным.
Да, но не так сталось, как хотелось.
В общем если по порядку, то выехали как и планировали. На пп Катериновка\Крупец длинная вереница из дальнобоев(с пол-сотни), в очереди легковых 15-е. Въехали на территорию РФ только спустя 7часов! Вот это да! Все планы к чертям, что бы пройти за день хотя бы 500-550 км и приблизиться к графику и достичь старого место стоянки ехали уже в темноте, протянули немного за Курск. Дальше пользовались всеми старыми местами стоянок найденными в предыдущей поездке. За 5 дней заехал с пол-сотни км уже за Новосибирск, пройдя на 5-й день 1050км, что бы достичь хорошего места стоянки. на следующий день остановились за пол-сотни км перед /Кош-Агачем, что бы с утра поехать к границе в Ташанте. Утром едем, заправка под завязку в Ташанте, а через пару сотен метров уже и ворота погран перехода. в очереди этак с 11. Перед нами экспедиционный грузовик мерседес 4х4 с голандцами, впереди еще мотоциклисты из туманного альбиона. Поговорили про планы, оказывается у всех маршруты +- на 50 % совпадают. Ну хорошо! Мотоциклисты просили помощи в перевозке доп. топлива. Дальше ходят монголо-казахи и просят своих подвезти. У них типа перегруз микроавтобуса и за подвоз до Монголии 1-2 чел своих они пропускают перед собой еще кучу машин. Просто жесть! Таможенники РФ невзначай интересуются есть ли у нас приглашения в Монголию и сообщают, что накануне группу мотоциклистов с Украины завернули из-за отсутствия таковых.
На монгольской территории проходим дезинфикцию(да, да именно фикцию, т.к. деньги берут, но ничего не обрабатывают) и въезжаем уже вечером на таможню. И тут начинается... Иммиграционный офицер который не говорит ни по русски, ни по английски, произнося несвязно только отдельные слова (назад) нас не пропускает! длительные попытки все урегулировать, позвонить куда то ни к чему не приводят. Нам по тел. вежливо поясняют, что без приглашений нас не пустят. Надо приглашение и все тут и пофиг что вы туристы! что то решить очень проблематично т.к. именно этот офицер говорит только по монгольски! Попытки говорить с другими русскоговорящими ни к чему не приводят - все вопросы к нему, это не наша компетенция! И вообще говорят, вам надо быстро выезжать назад в РФ, вас пропустят, мы договорились... Тычут пальцем в писанину на монгольском, где по их словам написано, что виза не нужна но нужно приглашение. Только нам и бразильцам. Остальные едут без виз и приглашений ВСЕ. получить приглашение на месте не вышло - то ли уже вечером он никого не вызвонил, то ли ему все пофиг и звонил для вида. Сфотографировать монгол писанину на стене тоже не дал - закрыл грудью и указал на дверь! в общем безобразие да и только. Проехал 5000 км и назад! Оказывается, что У монгол все строго, кто не прошел погран переход до 6 вечера, остаются ночевать между границ. Дикие нравы! Типа машину оставляйте перед воротами между границ в очереди, а самим оставаться тут нельзя, идите ночевать назад к монгольскому переходу(там туалет и палатки ставить прямо на дороге что ли?) А ЕСЛИ ПРАЗДНИКИ ТО ЧТО ТАМ ДНЯМИ ЖИТЬ? Лютый пиз-ец! Да как же так, мы с Украины проехали 5000 км и ехали неделю и тут такое, уже ночевать между границ??? А так вы украинцы - да про вас говорили, мы вас сейчас выпустим назад в РФ...А другим машинам - тихо ша, я сказал, будете ночавать там, машину можете оставить тут... добрейшей души человеки...
Летим до РФ. Там нас ждут, укоризненно качают головой - ну мы же вам говорили! Там уже никого нет из пересекающих, несколько сотрудников осталось нас оформить и хотя мы всего несколько часов назад прошли устраивают досмотр всего шмурдяка на рентгенаппарате. Хотя надо отдать должное все и везде предельно вежливо и четко, никаких придирок.
Утомленные и угнетенные всей этой тягомотиной и бардаком едем назад. В общем я расслабился и решил, что проще потусоваться на алтае да поехать по средней азии. Благо карты есть, точки интереса расставлены. Вот так получилось как получилось. вариант с средней азией оказался основным.
Поэтому потусовались в районе Бельтира, были цветные горы МАРС1 и МАРС2, поездили дикими местами, поехали в сторону Софийского и Талдуринского ледников, в соседнюю долину под пик Джаникту, на перевал Карагем(было желание поехать на карагемскую поляну)
Поход к Софийскому леднику был тяжеловат, до него не дошли.
Когда ехали по долине р. Талдуры в месте где впадает р. Джелло нашли утопленника Hilux. Стоял там почти сутки - некому было вытащить. Алтаец вез 4-х альпинистов с вещами. В реке его смыло по высокой воде сильным течением, сел рамой на камень. Из кузова вымыло и намочило весь шмурдяк. Хорошо еще так боком сел и набралось в кузов воды, утяжелило его, а не начал кувыркаться... Альпинисты с километр вниз бегали и ловили вещи. Из 3-х ледорубов нашли только один, с сутки стояли и сушились(вереви-вещи-палатки и тп). Я не понимаю, как такую вещь как ледоруб могло унести на 1 км?) Причина? Было очень жарко на Алтае в конце июля, ледники активно подтаивают на солнцепеке, поэтому во второй половине дня(примерно с часа-2-х дня и первой половине ночи в многие реки лучше было не соваться, т.к. вода значительно поднималась и потоки становились очень бурными. Я вечером подъехал и увидел ту картинку. Пытался кричать, мол давай трос лебедки брошу, но там никто не хотел его зацепить, да и не смог бы, как оказалось... Утром, в забродах, когда вода заметно упала(см с 20 я думаю) и была поспокойнее(воды было всего по колено), но с палкой я едва смог пройти и про мерить брод- просто сбивало с ног потоком. Проехал относительно спокойно в 2-3м выше, вытащил хайлюкс. там весь салон был залит, сидушки-спинки мокрые, но дизелек завелся даже.